По страницам книг В. Овечкина.

К статье "По страницам книг В. Овечкина."

Изучая фонды В. В. Овечкина, а их в музее Н. Н. Асеева хранится более 8000 единиц, я решила познакомить как можно больше читателей с творчеством В. В. Овечкина. Может быть, прочитав этот обзор, кто-то обратиться к произведениям замечательного автора, писавшего о сельском хозяйстве, о колхозной жизни.

Имя Валентина Владимировича Овечкина хорошо знакомо советскому читателю. В его книгах поставлены острые, актуальные проблемы колхозной жизни. Писатель на ярких примерах смело вскрывает недостатки в руководстве колхозами, в работе колхозников, рисует образы беспокойных, настойчивых людей, стремящихся постоянно двигаться вперёд, не останавливаясь на достигнутых успехах.

Уже в ранних рассказах В. Овечкина («Болезнь», «Братья», «Обида», «Сын» и др.) в качестве основных героев выступают рядовые труженики села, которые идут навстречу новой колхозной жизни.

Повесть «Гости в Стукачах» рассказывает о поездке делегации кубанского станичного колхоза в соседний хуторской колхоз для проверки выполнения социалистического договора. В избранных картинах колхозного собрания даны характерные образы колхозников, их выступления, показывающие глубокое чувство долга — черты, присущей патриотам.

Очерк «Без роду, без племени», написанный в 1940г., рисует «летунов», перебегающих из колхоза в колхоз в целях легкой наживы. Серьезные пороки в руководстве движением новаторов, мастеров высоких урожаев вскрыты в послевоенной пьесе В. Овечкина «Настя Колосова». Тема пьесы — проблема чести в советском обществе, где целью являются не рекорды одиночек, а достижения всего коллектива. Драматургический конфликт пьесы состоит в том, что мастер высоких урожаев Настя Колосова, заботясь лишь об успехах одного своего звена, превратив рекорды в самоцель, перестает передавать свой опыт другим и отрывается от коллектива. В пьесе показано, как суровая критика помогает Колосовой осознать и исправить совершенную ею ошибку.

Очерк «Рекорды и урожай» (1946 г.) ставит вопросы социалистиического соревнования в колхозах. В нем показан рост сознания людей, которые поняли, что главное теперь — не отдельные рекорды, а массовые движения, «и, если ты передовик, то подтягивай отстающих — это самое главное» - такова идея очерка.

В повестях «С фронтовым приветом», «Гости в Стукачах» и в очерке «О людях без стельки» Овечкин пишет и о стиле партийного руководства, о настоящем отношении к человеку, о правильном подборе кадров.

Эти же мысли проходят и в очерке «Районные будни» и его продолжениях «В том же районе», «На переднем крае», «Своими руками».

В «Районных буднях» В. Овечкин разоблачает непартийные методы руководства, которые применяет в своей работе первый секретарь райкома партии Борзов. В дорожном пальто, возвратившись из отпуска, не заехав домой, является он в райком. Главная его забота, - чтобы в первые же дни при нем процент хлебозаготовок был выше, чем при замещавшем его Мартынове.
Чтобы улучшить показатели своего района в сводке, Борзов заставляет передовые колхозы сдавать хлеб вместо отстающих. У передовиков пропадает охота к труду, а отстающие привыкают к положению иждивенцев. Как помеху своей карьере, он готов «спихнуть» Мартынова, осмелевшего восставать против его, борзовской линии.

Очерк «В одном колхозе» развивает и углубляет один из вопросов, поставленных в «Районных буднях».

Герой очерка — Павел Федорович Назаров — несколько лет назад принял отстающий колхоз, каких много и у Борзова. Хозяйство было развалено, люди жили плохо, и никто на это не обращал внимания. Среди зимы молотьба шла. «По пять человек из бригады выходили на работу», - вспоминает один из колхозников. Люди потеряли всякую веру в возможность каких-либо перемен и дошли до самого страшного — махнули на все рукой. И Павел Федорович, не оглядываясь на сводку, прекратил молотьбу, приказал, чтобы вдовам покрыли хаты и подвели топливо. С заботы о людях начал новый председатель, объединил их и привел к тому, что, как в академию, стали приезжать в колхоз соседи учиться хозяйствовать.

Большой интерес представляет пьеса «Народный академик» В. Овечкина, вышедшая в 1953 г. Действие пьесы происходит в Зауралье. Колхозник Терентий Ефремович Ермаков, полевод артели «Труженик», длительное время искал верные пути получения высокого урожая пшеницы в суровых климатических условиях. Искания эти сопровождались удачами и неудачами, радостями и огорчениями, жестокой борьбой с неприветливой сибирской природой и, одновременно, с маловерами, бездушными бюрократами. Но Терентий Ефремович шел вперед непоколебимо. Ермаков победил, его поддержала партия, советские ученые достойно оценили его научные изыскания — Ермаков выдвинут в академики.

Вопросы партийной работы, укрепления кадров председателей колхозов, борьбы колхозного крестьянства за крутой подъем сельского хозяйства нашли яркое освещение в очерках В. Овечкина «На переднем крае», «В том же районе», «Своими руками».

Одна из главных задач литературы — выявлять нарастающие жизненные конфликты, правдиво писать о них, вовремя вскрывать их. Заслуга В. Овечкина в том, что на материале колхозной действительности, он ставит перед читателем острые и злободневные вопросы.

В. Сидоренко, заведующая музеем Н. Н. Асеева.